От состояния узлов и деталей ходовой части зависит управляемость автомобиля, устойчивость его на дороге, а также комфорт и безопасность движения. Ходовая часть постоянно испытывает различные по величине и интенсивности статические и динамические нагрузки. Поэтому узлы и детали, составляющие ее конструкцию, требуют постоянного контроля и диагностики состояния, а при поломке – оперативного и профессионального ремонта.
Обслуживание ходовой части подразумевает проведения целого спектра диагностических, регулировочных и ремонтных операций среди которых, по своей значимости и востребованности, замена шаровой опоры занимает приоритетное место. Износ или поломка шаровой опоры (шарового пальца) может стать причиной возникновения серьезных проблем, выраженных в потере управляемости автомобиля. Важно помнить, что шаровая опора – это та деталь, неисправность которой требует незамедлительного реагирования.
Конструкция и назначение
Шаровая опора предназначена для подвижного соединения ступицы колеса с рычагом подвески. Шаровая опора является элементом шарнирного соединения, благодаря которому обеспечивается поворотное движение колеса. По своей конструкции шаровой палец (опора) представляет собой металлический шток (цилиндр) со сферическим наконечником, запрессованным в корпус. Отсутствие зазора и герметичность данного шарнирного соединения обеспечивается за счет пластиковых вкладышей и защитного резинового чехла (пыльника).
Суть и причины поломки
Шаровые опоры, как детали ходовой части, испытывают на себе значительные ударные нагрузки, вследствие которых пластиковые вкладыши разрушаются, возникает зазор между пальцем и корпусом опоры. Причинами ускоренного износа и замены шаровых опор, как правило, становятся:
- сильные удары: наезд на препятствие, попадание в яму
- проникновение пыли и грязи внутрь шаровой опоры: разрушение защитного резинового пыльника
- заводской дефект
Не стоит сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что, как и все детали авто, шаровые опоры подвергаются естественному износу. Диагностику состояния деталей ходовой части и элементов подвески рекомендуется проводить не реже одного раз в год или по истечении пробега в 10–15 тысяч километров, в зависимости от того, какое событие наступит раньше.
При сильном износе трущихся поверхностей шаровой опоры и, как следствие, появлении значительного зазора, ударные нагрузки могут привести к разрушению шарнирного соединения.
Диагностика
Характерными признаками, сигнализирующими о том, что необходима замена шаровой опоры, являются:
- отчетливо слышимый стук при езде по неровному дорожному покрытию на небольшой скорости
- скрип и скрежет при повороте руля в районе ступицы
- виляние передних колес при движении авто по прямолинейному участку дороги
- неравномерный износ протекторов шин;
Окончательный вывод о пригодности к дальнейшей эксплуатации шаровых опор делается на основании визуального осмотра: проверяется целостность резиновых пыльников, наличие радиального и осевого люфта. Следует знать, что замена шаровых опор выполняется в паре, на обоих колесах. После установки новых деталей ходовой части в обязательном порядке должна проводиться регулировка развала-схождения колес.
Важно помнить и о том, что комплексное обслуживание ходовой части должно осуществляться исключительно профессионалами, с использованием современного диагностического и ремонтного оборудования, оригинальных запчастей и расходных материалов.