- Подробности
-
Категория: Топливная система
Расходомер воздуха, или датчик массового расхода воздуха – устройство, измеряющее количество воздуха, которое поступает в цилиндры двигателя. Существует несколько разновидностей расходомеров, отличающихся методом измерения.
Более ранняя конструкция - расходомер с трубкой Пито («лопаточного» типа). Принцип его работы в том, что измеряется отклонение потоком воздуха специальной пластины, по оси которой установлен потенциометр. Это устройство похоже на дроссельную заслонку. Угол поворота пластины меняется в зависимости от скорости воздушного потока. Вместе с ним меняется электрическое сопротивление потенциометра.
Более поздние конструкции расходомера воздуха имеют термоанемометрический измеритель расхода воздуха. В потоке воздуха расположен теплообменный элемент — платиновая проволочка. Чем мощнее поток воздуха, тем больше нужно подать на проволочку электричества для сохранения заданной разницы температур между платиновой проволочкой и воздухом, ее обтекающим. Для того, чтобы удалять отложения на платиновой проволочке (ее диаметр составляет около 0,07 мм), предусмотрен режим самоочистки. В этом режиме после остановки мотора, работавшего какое-то время под нагрузкой, происходит кратковременное нагревание проволоки до температуры 1000–1100°С.
Наиболее современными расходомерами воздуха являются термоанемометрические с пленочным измерителем. У этих расходомеров нагревательные и измерительные резисторы изготовлены в виде тонких платиновых слоев, которые напылены на поверхность кристалла кремния.
Встречаются также расходомеры, имеющие измерители вихревого типа. В них измеряется частота завихрений, появляющихся на определенном расстоянии за выступом в стенке впускного канала. Следует отметить, что во многих иномарках вместо расходомера воздуха применяют датчик абсолютного давления в впускном коллекторе.
Виды и причины неисправностей
У каждой из вышеперечисленных конструкций расходомера есть свои характерные неисправности. Расходомеры «лопаточного» типа «болеют» износом токоведущих поверхностей потенциометров, образованием на рабочих элементах маслянистых отложений. Износ потенциометра может привести к периодическому пропаданию электрического сигнала, следствием чего станет передача в блок управления искаженных данных. Маслянистые отложения, а также окись на поверхности канала затрудняют перемещение заслонки.
Причиной неисправностей в термоанемометрических расходомерах может быть отсутствие питания от бортовой сети авто или неквалифицированное обслуживание этого узла. Вывести расходомер из строя может даже протирание его рабочих поверхностей ватой. Этот узел является не обслуживаемым и неремонтопригодным. В нем можно проверить лишь надежность соединения контактов. При загрязнении помочь может продувка сжатым воздухом либо же промывка рабочей поверхности спецпрепаратами.
Признаки поломки таковы:
• Неустойчивая работа мотора на холостом ходу
• Ухудшение динамики разгона, а также провалы при разгоне
• Высокие или низкие обороты холостого хода
• Повышенный расход бензина
• Не запускается двигатель
Диагностика
О неисправности расходомера воздуха — кроме внешних признаков в работе двигателя - может сообщать также встроенная диагностическая система. Без специального диагностического оборудования определить точную причину неисправности удается не всегда. Поэтому стоит обратиться на СТО. Можно убедиться в неисправности расходомера, заменив его заведомо исправным. Если после замены улучшения не наступило, следует поискать причину в другом направлении. Часто к подобным внешним проявлениям может привести подсос воздуха через трещины или соединения в гофрированном шланге, который идет от расходомера к дроссельному модулю.
Способы ремонта
Чаще всего неисправный расходомер просто заменяют новым. Пригодны для ремонта лишь расходомеры с трубкой Пито. Маслянистые отложения и загрязнения, мешающие перемещению пластины, удаляют при помощи специальных аэрозолей для очистки карбюратора. Иногда работоспособность потенциометра получается восстановить, переместив плату с контактной дорожкой, либо же подогнув пластины токосъемника так, чтобы контактный наконечник мог перемещаться по неизношенной части контактной дорожки. Иногда мастера могут предложить отключить расходомер от электронного блока управления. Однако в этом случае резко повысится расход топлива. Термоанемометрические расходомеры воздуха в условиях автосервиса неремонтопригодны. Восстановить их можно лишь в условиях ремонтного производства.
Продлеваем ресурс
Для того, чтобы продлить жизнь расходомеру воздуха, можно воспользоваться двумя средствами: вовремя менять воздушный фильтр, а также следить за техническим состоянием двигателя. Преждевременному выходу из строя расходомера может помешать и ремонт двигателя. Ведь износ сальников клапанов и поршневых колец приводит к повышению содержания масла в картерных газах, что, в свою очередь, приводит к засорению деталей расходомера маслянистым налетом.