Устранение трещин в корпусе двигателя
Трещины, возникающие в корпусе двигателя, головке блока, а также в других его элементах, являются одним из самых массовых дефектов. Подобные трещины возникают или под воздействием ударов, или из-за нарушения теплового режима. Трещины в силуминовых и чугунных деталях уcтраняются либо сваркой, либо их заделывают полимерными материалами.
Иногда эти способы не дают ожидаемого результата. Нередко после подобной реставрации в области шва появляется остаточное механическое напряжение. Прочность тоже может вызвать нарекания.
Иногда в корпусе двигателя встречаются не просто трещины, но и зияющие дыры. Такое случается при авариях или пробое движущимися деталями стенок. На первый взгляд кажется, что с этим ничего нельзя сделать и придется заменить этот узел на новый. Однако благодаря успехам современных технологий и материаловедения научились восстанавливать и такие, казалось бы, безнадежно испорченные детали.
Одной из таких технологий является «Seal-Lock». Для того, чтобы ее применить, иногда даже не надо снимать силовой агрегат. К примеру, на заделку 5-сантиметровой трещины уйдет не более одного часа. Трещину в этом случае заполняют прослойкой из мягкого металла. При диффузии в материал детали прослойка образует с ней единое целое, в результате чего отремонтированная область трещины даже получается прочнее самой детали.
На первом этапе трещину обнаруживают и обозначают разными методами. Это магниточувствительные или ультразвуковые приборы, гидравлический контроль или пневматическая опрессовка.
В случае с магнитными материалами трещина «проявляется» путем прикрепления с двух сторон от нее 2-х магнитов из ремкомплекта и посыпания пространства между магнитами проводящими опилками. Разрыв линий магнитного поля на трещине приведет к тому, что опилки соберутся по ее поверхности, образуя своего рода мостик. Опилки, оставшиеся в трещине, можно легко сдуть и трещина станет отчетливо видна.
Обозначенную таким образом трещину засверливают по краям, чтобы исключить ее дальнейшее распространение. Поперек трещины в нескольких местах в просверленные предварительно отверстия устанавливают скобы, связывающие края. Такие стяжки имеют разную форму и длину — в зависимости от вида трещины. Между ними высверливают 1-е отверстие, особым метчиком нарезают конусную резьбу. Отверстие обрабатывают составом, который обеспечивает контакт конусной заглушки с материалом детали.
Далее слегка подпиливают выступающий край заглушки. Eе мягкий материал ломается в месте запила при сильном давлении инструмента. Выступающая часть заглушки стачивается абразивным инструментом. Рядом с заглушкой просверливают новое отверстие, которое частично перекрывает предыдущее. Так последовательно материалом заглушек заполняют всю трещину.
После того, как все заглушки и скобы установлены, опилены, образовавшийся шов проковывают пневмомолотком (с изменяемой частотой вибрации). Благодаря такому расклепыванию пустоты заполняются и ускоряется диффузионное связывание шва. Так образуется пластичный шов, который надежно выдерживает рабочую температуру двигателя. Пробоины в деталях двигателя устраняют тем же способом.
По форме пробоины вырезают металлическую заплату, ее периметр заполняют материалом заглушек и скоб. Этим способом довольно часто восстанавливают двигатели мотоциклов и раритетных авто.
После такого ремонта проводят контроль герметичности восстановленного шва с помощью метода опрессовки — в горячей воде под давлением 5–6 атм.
«Seal-Lock» не требует какого-то экзотического оборудования, ее можно применить в обычной сервисной автомастерской. Данная технология уже полвека применяется в США.